Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 21.11.2019, 19:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории Мугиновой Ольги Владимировны
Главная | Регистрация | Вход
О профессии...


 

Конкурсное задание «Методический семинар»

Пояснительная записка

«Историческое краеведение как средство формирования исследовательских компетенций обучающихся»

«Знание только тогда знание,

когда приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью».

Л.Н.Толстой

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь идти в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • владеть основами умения учиться;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание;
  • работать в команде.

Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить умением учиться. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения) [2].

Современные предметные программы обучения не всегда позволяют учащимся проявлять свободу мышления, в полной мере формировать самостоятельность в анализе получаемой информации, стимулировать поиск и подбор дополнительных источников информации. Поэтому необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

На мой взгляд, наиболее доступной для решения вопросов мотивации школьников к обучению, является исследовательская деятельность. Она занимает особое положение в арсенале инновационных методов стандартов второго поколения и нацелена на осуществление системно-деятельностного подхода к обучению [1]. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Но, чтобы они могли проявить свои способности, необходимо создать для этого условия.

Исследовательский подход в обучении нельзя назвать новым педагогическим явлением. В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине XVIII в. Однако более 100 лет потребовалось, чтобы эта идея стала востребована педагогическим сообществом. В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность [5].

Почему именно историческое краеведение? Будучи учителем истории, разделяю мнение ряда мыслителей, считавших, что без знаний истории нет будущего. Занятие историческим краеведением может быть эмоциональным, запоминающимся, интересным, живым, побуждающим к дальнейшему «исследованию» истории и культуры родного края в контексте истории страны. Для молодого поколения актуальна возможность показать перспективы для развития и самореализации личности на территории малой родины.

Перейти (полный текст документа)

 


Сайт Мугиновой О. В.© 2018